Причалы и
портовые сооружения
Портовые сооружение – инженерно-технические сооружения (причалы, рейды, оградительные, берегоукрепительные сооружения, а также подходные каналы и акватории, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории и (или) акватории порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности плавания, стоянки и обслуживания судов, грузопереработки и обслуживания пассажиров.
Группы портовых гидротехнических сооружений включают в себя:
-
оградительные сооружения, защищающие акваторию порта от волнения, наносов, течений, движущихся вдоль берегов данных наносов, движущегося льда и дрейфующих ледяных полей;
-
причальные сооружения, предназначенные для швартовки судов с целью осуществления перегрузочных операций;
-
берегоукрепительные сооружения, защищающие берега акватории порта и примыкающие к ней участки побережья от разрушения при воздействии волн, льда и течений, а так же обеспечивающие сопряжение причальных и оградительных сооружений с берегом;
-
судоспускные и судоподъемные сооружения – специфические конструкции гидротехнических сооружений судоремонтных предприятий, предназначенные для подъема судов из воды или осушения их корпуса с целью проведения ремонтных работ.
Оградительные портовые сооружения классифицируют:
1. по расположению в плане:
-
внешние;
-
внутренние;
2. по форме поперечного сечения:
-
вертикальные;
-
откосные;
-
смешанные;
3. по конструктивному признаку
-
гравитационные;
-
свайные;
-
специальные (облегченные)
Причальные портовые сооружения классифицируют:
1. по форме обделки берега (схемы поперечного профиля):
-
вертикальная форма;
-
откосная форма;
-
полуоткосная форма;
-
полувертикальная форма;
2. по конструктивному признаку:
-
гравитационные;
-
в виде тонких стенок (больверк);
-
с высоким свайным ростверком (сваи являются элементом основной конструкции причала).
Портовые сооружения следует располагать, исходя из создания необходимой по ширине территории и площади акватории порта, удобных водных, железнодорожных и автодорожных подходов, минимальных объемов земляных работ по созданию территории и акватории портов, оптимального баланса объемов выемки и насыпи, перспективы развития порта, геологических и других естественных и эксплуатационных условий в увязке с планировкой городской застройки.